Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Закон защищает права работающих на достойную и своевременную зарплату, отпуск, возможность получить компенсацию за пропущенные по причине болезни дни и другие. В случае невыполнения требований профильных законов, любой россиянин может подать заявление в трудовую инспекцию – госорган, контролирующий трудовые взаимоотношения. Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя должна быть соответствовать требованиям по оформлению такого рода документации, а также содержать ссылки на законодательство.

Как написать в трудовую инспекцию

Прежде чем обратиться с жалобой, необходимо выяснить, подпадает ли проблема обращающегося под юрисдикцию госинспеции. Полномочия и сферы контроля Федеральной инспекции труда установлены статьями 353-365 Трудового кодекса РФ. Статья 356 ТК РФ наделяет госинспекцию обширным арсеналом прав и обязанностей:

  • контроль над соблюдением норм самого ТК РФ и документов касающихся прав и обязанностей в трудовой сфере;
  • анализ нарушений и составления статистики нарушений;
  • восстановление прав трудящихся;
  • рассмотрение дел об административных нарушениях;
  • расследование несчастных случаев на производстве и разработка новых норм в сфере безопасности;
  • информирование о нормах трудового права и другое.

Жаловаться в ГИТ можно практически по всем вопросам, связанным с взаимоотношениями работодателя и работников, том числе, если работодатель не спешит оформлять отношения с работником официально.  Обратиться в инспекцию можно как по вопросам  соблюдения трудового законодательства, принятого на государственном уровне, так по внутренним локальным документам отдельных предприятий, например установленным графикам отпусков и рабочих смен, необоснованных претензий со стороны руководителя. Причем на равных условиях в ГИТ будут рассмотрены заявления от подразделений крупнейших промышленных холдингов, так и небольших ИП.

Обратите внимание!

К специалистам Федеральной и территориальных инспекций труда можно обращаться за консультациями по вопросам трудового законодательства.

Как подать жалобу в государственную инспекцию по труду

Подать жалобу или просто обратиться с вопросом в госинспекцию по труду можно:

  • лично, посетив представительство ГИТ в своем регионе;
  • отправив запрос по почте;
  • позвонив на «горячую линию»;
  • в электроном виде через официальный сайт Роструда, ресурс Онлайн инспекция.рф или с помощью мобильного приложения ведомства.

При обращении через сайты, заявитель заполняет готовую форму, там же есть возможность прикрепить к заявлению нужные документы.

Обратите внимание!

На рассмотрение обращений ведомству отводится до 1 месяца. Затем ответ должен быть отправлен заявителю тем же способом, каким пришел вопрос, если в жалобе не указано иное.

Коллективная жалоба

Коллективная жалоба должна соответствовать названию и писаться от группы людей, объединенных общим работодателем. Как показывает практика, к таким жалобам внимание более пристальное, так как обращение коллектива исключает вероятность предвзятости или личных мотивов жалобщика. Кроме того, коллективные жалобы зачастую касаются серьезных нарушений законодательства.

Обращающиеся в таких объявлениях должны писать: «мы, коллектив предприятия», но в теле письма не стоит перечислять всех работников. Перечень лиц, поддерживающих обращение, с указанием ФИО и должности, а также с личной подписью каждого указывается в конце обращения. При этом письмо может быть отправлено с одного адреса, почтового или электронного.

Анонимная жалоба

Согласно закону «Об работе с обращениями граждан»,  если в обращении не указаны ни адрес, ни телефон, специалисты не смогут направить ответ жалобщику, поэтому само рассмотрение изложенных фактов не обязательно для госслужащих. Единственное исключение – обращения по поводу совершенного или готовящегося преступления. Такие данные чиновники обязаны передавать компетентным органам для проверки.  

В сфере трудовых отношений законодательство защищает право заявителя на неразглашение сведений о нем работодателю. Статья 358 ТК РФ вменяет специалистам ГИТ соблюдать конфиденциальность: не разглашать  источник жалобы, по результатам которой на предприятии проходит внеплановая проверка, запрошены документы, оштрафованы руководители.

Любой заявитель в своем обращении может указать просьбу о конфиденциальности, но стоит понимать, что:

  • ответственности за разглашение имени обратившегося работника инспекторы не несут;
  • запрашиваемые проверяющим информация и документы могут указать работодателю на жалобщика без утечки данных от сотрудников ГИТ.

Жалоба о нарушении трудовых прав

Понятие «нарушение трудовых прав» включает в себя обширный круг проблем практически по всем статьям Трудового кодекса. Чаще всего наемный персонал сталкивается с нарушениями в сферах:

  • заключения трудового договора по закону, в том числе принятие и увольнение работника;
  • предоставления безопасного и оговоренного в договоре рабочего места;
  • заключения коллективного договора;
  • возможности представлять и защищать интересы работников с помощью профсоюзов;
  • оплаты труда;
  • предоставления отпуска, выходных;
  • обеспечения инструментами, материалами и оборудованием для выполнения профессиональных обязанностей каждого работника;
  • режима работы и другими.

Обратите внимание!

Отклонение от установленных законом процедур и сроков в каждой из указанных сфер является основанием для подачи жалобы в госинспекцию.

Жалоба о невыплате заработной платы

Право на своевременное получение зарплаты записано в Конституции и ТК РФ, за его нарушение работодатель может понести как административную, так и уголовную ответственность. По действующим нормам, работодатель должен делать выплаты дважды в месяц – аванс и зарплата. Дни выплат должны быть зафиксированы в корпоративных документах, а если день зарплаты выпадает на выходной или праздничный, то она должна быть выдана раньше. Задержка зарплаты даже на сутки  является нарушением. Кроме того, работодатель, согласно статье 136 ТК РФ, обязан извещать работника о всех вычетах и удержаниях из начисленной суммы.

Если зарплата задерживается более чем на 15 дней, работники имеют право в письменной форме предупредить нанимателя и приостановить работу. Исключениями являются отдельные виды служащих. Одновременно работники могут подать жалобу в инспекцию, и если она будет удовлетворена, работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Санкция статьи налагает на компанию штраф в размере  10 —50 тысяч рублей, в зависимости от формы предприятия.

Если работодатель в течение трех и более месяцев выплачивает зарплату частично, или в более двух месяцев ее вообще не платит, то ответственность он несет уже по Уголовному кодексу.  Наказание за такое деяние предусмотрено  статьей 145.1 —  от штрафа в 120 тысяч рублей, вплоть до лишения свободы на три года.

Обратите внимание!

Административное взыскание инспекция по труду может налагать самостоятельно, материалы для привлечения к уголовной ответственности ведомство передает в правоохранительные органы.

Жалоба о невыплате больничного листа

Согласно законодательству, первые три дня по больничному листу должен оплачивать сам работодатель, остальные — из фонда соцстраха.  Если работодатель отказывается выплачивать средства по больничному, необходимо подтвердить данный факт — сохранить выписку по сумме последней зарплате, потребовать в бухгалтерии распечатку выплат.

При этом работодатель и соцстрах имеют право не оплачивать больничный, выданный нелицензированный медорганизацией или учреждением, которое не имеет на это прав. Кроме того, выплаты уменьшаются или не производятся, если сотрудник:

  • находился в неоплачиваемом отпуске;
  • не принят в штат официально;
  • нарушил режим лечения и в других случаях.

Образец жалобы в трудовую инспекцию

Шаблона для жалоб и заявлений в ГИТ нет. При подаче жалобы через Интернет, заявитель просто заполняет готовую форму. Самостоятельно документ можно сформировать в произвольном порядке, учитывая только общие требования к обращениям в органы власти — ясность и лаконичность изложения, отсутствие оскорблений и брани, наличие данных о личности заявителя и адреса для ответа.

Схематически документ оформляется так:

  1. «Шапка» — верхнем правом углу, указывается реквизиты адресата и данные заявителя.
  2. Название — жалоба или заявление.
  3. Описание проблемы — данные о трудовых отношениях, в которых состоят стороны: номер и дата  трудового договора, должность заявителя, сообщение о факте нарушения его прав и ответственных должностных лицах.
  4. Требование — произвести проверку, исправить положение, заставить действовать и другое.
  5. Перечень приложений — к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающие факт работы заявителя на предприятии, копии приказов администрации, выписки бухгалтерии и другое.
  6. Дата и подпись.
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.